Фирменный стиль, наряду с названием и особенностями деятельности, отличает компанию от других, создает у потребителя целостный образ, способствует запоминанию. Носителями фирменного стиля компании могут быть разные элементы – графические, музыкальные, цветовые. Вместе они создают полную картину, которая откладывается в памяти лучше, чем только название или только логотип. В этой статье мы кратко раскроем понятие фирменного стиля, расскажем, какие его элементы являются основными и как организация может ими пользоваться для обозначения своих принципов и ценностей.
Фирменный стиль как способ передачи смысла
На первый взгляд, кажется, что при выборе логотипа, цветового решения, упаковки товара, шрифта на сайте стоит руководствоваться своими предпочтениями и общей направленностью бизнеса. Но это не совсем так. Те, кто ограничивается таким пониманием, лишаются возможности задействовать скрытый потенциал айдентики (так еще называют фирменный стиль). Элементы фирменного стиля предприятия могут показывать:
- кто целевая аудитория – мужчины или женщины, молодые или пожилые, средний класс или элита;
- какие у компании ценности – сохранять традиции, первыми внедрять инновации, поддерживать бунтарский дух, находить компромиссы;
- что компания дает своим клиентам – чувство защищенности, заботу, уверенность в завтрашнем дне, возможность бросить вызов себе или окружающим.
Наряду с этим основные элементы и носители фирменного стиля решают следующие задачи:
- выделяют бренд на фоне конкурентов, особенно если это высококонкурентная ниша;
- повышают узнаваемость;
- подчеркивают профессионализм;
- позволяют создать сообщество фанатов бренда (например, любители определенной марки одежды узнают своих по логотипу или характерному узору).
Основные элементы фирменного стиля
- Товарный знак.
- Логотип.
- Цветовая палитра.
- Шрифт.
- Слоган.
Остановимся подробнее на каждом из ключевых элементов фирменного стиля бренда.
Товарный знак
Это понятие обозначает характерный элемент, свойственный именно этому бренду. Как правило, право на товарный знак закрепляется юридически, и никто другой не может им воспользоваться. Товарный знак может быть:
- словесный – девиз, фраза, слово;
- графический – узор, рисунок;
- объемный – трехмерная фигура определенной формы;
- звуковой – песня, мелодия, джингл на радио.
Логотип
Логотип относится к базовым элементам фирменного стиля и понимается как уникальное графическое изображение, закрепленное за брендом. Логотип размещается на продукции, бланках, вывеске, униформе сотрудников, расходных материалах. Изображение и его составные части могут нести определенный смысл, который считывают клиенты:
- предметы – щит как символ безопасности, росток как символ экологии;
- животные и птицы – лев как знак отваги, кот как знак уюта;
- фигуры, линии, абстрактные изображения – считается, что округлые контуры воспринимаются более дружелюбно и спокойно;
- буквы и слова – обыгрывают название бренда;
- условные обозначения – колеса означают движение, доставку, конверт – почтовые услуги, таблетка – медицину.
Цветовая палитра
К числу элементов фирменного стиля относится и цветовое решение – как самого товара, так и его упаковки, сайта, листовок, униформы и других составляющих бизнеса.
- Яркие цвета и смелые сочетания – товар или услуга для детей.
- Голубая или розовая гамма – товары для мужчин или женщин.
- Сдержанные, благородные оттенки – сегмент премиум.
Отдельно стоит психология цвета, которая тоже дает владельцу бизнеса и дизайнерам почву для размышлений. Считается, что одни цвета успокаивают, другие – бодрят и т. д.
Шрифт
Шрифт как элемент фирменного стиля тоже может нести в себе дополнительный смысл.
- Классические шрифты – традиционные ценности, строгость, серьезный бизнес.
- Курсив – внимание к эстетической стороне, индустрия красоты, искусство, дизайн.
- Рукописные шрифты – неформальный подход, детская и молодежная аудитория.
- Ретрошрифты – тематика винтажа, ностальгии, антиквариата.
- Оригинальные авторские шрифты – нестандартный подход, яркая индивидуальность.
Слоган
Короткое, оригинальное, запоминающееся изречение дополняет собой айдентику бренда. Главные критерии – способность привлечь внимание и отложиться в памяти. Слоганы бывают:
- постоянные – на все время существования бренда;
- временные – на один продукт или рекламную кампанию.
Бывает, что в бизнесе происходят значительные изменения: обновились аудитория и ценовой сегмент, изменились позиционирование и ценности. В такие моменты важно проводить своевременный ребрендинг, то есть менять фирменный стиль, если старый больше не отражает дух вашей компании.