Сублимационная (сублимированная) печать – это эффективная технология нанесения любого изображения на однотонный материал (чаще светлый), как правило, синтетического происхождения. Способ переноса картинки основан на физическом явлении сублимации – возгонки: краска под действием высокой температуры переходит из твердого состояния сразу в газообразное, миную промежуточную жидкую фазу. Пары проникают глубоко в структуру обрабатываемого изделия и там конденсируются. Это хороший способ фиксации краски.
Технологию сублимационной печати используют шире всего в текстильной промышленности, где ее применяют для частичного окрашивания синтетических и полусинтетических тканей с содержанием полимеров от 50 до 100 %. Прежде всего, метод нужен для нанесения текста, логотипов и других изображений на футболки, например, по корпоративному заказу. В таком же формате технологию применяют и в изготовлении сувениров: например, на кружки с помощью сублимационной печати наносят цветной фон, забавные картинки и надписи.
Применение технологии
Данная технология позволяет не только украсить обычные бытовые вещи вроде одежды или керамической посуды, но и придать им индивидуальный или фирменный стиль.
- Логотипы и слоганы брендируют продукцию, связывая ее с определенной компанией.
- Нанесение фирменных цветов кастомизирует изделия, придавая им единый корпоративный внешний вид.
- Изображения и надписи, имеющие персональное, личное значение, делают из самых рядовых вещей индивидуализированные предметы, которых ни у кого больше нет.
Сублимационный тип печати применяют для нанесения узоров и рисунков на скатерти, шторы, для изготовления флагов, транспарантов, баннеров, вымпелов и другой флажной продукции.
Простота технологии позволяет использовать ее даже в домашних условиях. Существует бытовое печатное оборудование: для футболок и других текстильных изделий оно довольно громоздко (примерно с компьютерный стол), а для кружек в два-три раза компактнее. Нужно только подготовить макет в любом графическом редакторе вроде Photoshop’а. Правда, качество домашней сублимационной печати все-таки уступает профессиональной.
Разновидности технологии
В зависимости от наличия или отсутствия промежуточного носителя красящего вещества выделяют два вида сублимационной печати: прямой и непрямой (термотрансферный).
- Прямой (однофазный) способ. Изображение печатают непосредственно на том изделии, которое нужно обработать. Поверхность материала нужно подготовить, очистив от жира, грязи, пыли и т. д. Краски смешивают и нагревают внутри принтера. Различают мокрый и сухой методы. При сухом используют лазерное оборудование. Он подходит для бумаги, может применяться в бытовых условиях. При мокром необходим струйный принтер, специальные сублимационные чернила и обработка поверхности полиэфирной грунтовкой (праймером). Этот способ удобен для печати на ткани (шторы, флаги и т. п.) в массовом или крупносерийном производстве.
- Непрямой (двухфазный, промежуточный, термотрансферный) способ. Технология подразумевает промежуточный носитель. Сначала с компьютера изображение наносят в зеркальном отображении на бумагу с содержанием кремния. Затем ее прижимают в печатном прессе к материалу, и краска под нагреванием переходит в его структуру. Необходимы термопресс и термотрансферные чернила, а для фиксации бумаги – термостойкий скотч. Метод подходит для мелкосерийного производства, им можно печатать от одного экземпляра на струйном, трафаретном, лазерном, офсетном оборудовании. Также доступно нанесение изображения методом аппликации.
Кроме самой печати, существует два способа фиксации изображения на материале. При контактном применяют валковые термопрессы (каландры) или утюг (в домашних условиях). Неконтактный метод основан на использовании стимеров (зрельников), инфракрасных сушек и вентиляторов. Потоки теплого воздуха спекают краску с частицами обработанного изделия.
Материалы и оборудование
Специальное оборудование для сублимационной печати на кружках или на ткани включает принтеры и термопрессы. Принтеры выпускают те же производители, что делают и обычные офисные печатающие устройства: HP (ранее Hewlett Packard), Epson, Canon, Mitsubishi, Mimaki и другие. При выборе обращайте внимание на три важнейших параметра:
- Наличие системы непрерывной подачи чернил (СНПЧ). Они включают пластиковые емкости, объем которых раз в десять больше объема картриджа. Ее можно установить и самостоятельно, но модификация принтера пользователем снимает с продавца гарантийные обязательства. Поэтому лучше выбрать сразу модель с «родной» СНПЧ.
- Желаемое количество красок. Типовые варианты – четыре или шесть разноцветных картриджей. Принтеры с четырьмя базовыми цветами дают не такое качественное изображением, но и картриджи в них забиваются намного реже. Шестицветные модели требуют большего ухода, но дают более натуралистичную цветопередачу.
- Размер обрабатываемых изделий. Мелкие предметы вроде сумочек или кошельков соответствуют формату печати А4 (примерно 20х30 см), футболки и аналогичные им изделия – А4 или даже А3 (примерно 30х40 см). А крупные полноразмерные вещи, флаги, баннеры и т. п. в большинстве случаев тянут на А3 или даже А2 (примерно 40х60 см). Соответственно, с увеличением размеров увеличиваются и габариты принтера.
Термопрессы выпускают трех основных видов. Плоские предназначены для текстиля, в том числе футболок, керамической плитки, стекла, металлических листов. По конструкции они могут быть поворотными (такие удобнее в работе) и откидными. Кружечные и тарелочные модели нужны для нанесения принтов на керамические изделия, например, посуду. Она нагревается неравномерно, из-за чего может треснуть. Поэтому лучше нагреть ее заранее и поместить в термопресс уже теплой. Бейсболочные модели позволяют напечатать принт на головых уборах. Они также лучше всего справляются с мелкими, детальными рисунками.
Расходные материалы в сублимационной печати – чернила, скотч и бумага. Различают чернила для кружек (керамики) и текстиля. Краска разных марок имеет разные цветовые характеристики. Например, InkTec дает не очень яркое изображение, зато сбалансированное по оттенкам. Lomond при более сочных тонах смещает гамму в красный спектр, Durafos – в зеленый. Для выбора нужных чернил часто проводят предпечатную подготовку.
Сублимационная фотобумага – это промежуточный носитель краски. Она бывает матовой и глянцевой, выпускают также специфические разновидности. На матовом листе изображение выглядит более эффектно, такой вариант лучше подходит для переноса картинки на керамический материал. Для тканей используют промежуточный носитель технической марки IST. Для фиксации бумаги на обрабатываемой поверхности применяют термостойкий скотч. Обычный не подойдет, потому что при нагревании он расплавится, и ее частицы будет очень трудно отскрести от материала. К керамике бумагу можно клеить и малярным скотчем.
На чем можно печатать
Технология сублимационной печати рассчитана на синтетические или твердые материалы. Они должны быть термостойкими, потому что метод предполагает нагрев рабочей зоны до 200°C. Кожа, бумага, картон при таких температурах плавятся, горят, деформируются, металл и стекло размягчаются в зоне нагрева. Обычно способ применяют к таким материалам:
- стеклопластик, из которого делают брелки, гардеробные номерки и т. п.;
- керамика (если изделия имеют термостойкое сублимационное покрытие);
- листовой алюминий с покрытием в виде термостойкой краски;
- синтетические ткани, в которых натуральных волокон не более 50 %.
Для сублимационной печати подходят светлые, лучше всего – белые ткани. Цветные и темные могут давать смешение краски и собственного фонового цвета. Но однотонные темные, в том числе черные футболки тоже иногда используют. Натуральные ткани требуют специальных текстильных чернил, для них данный метод полностью исключен.
Преимущества и недостатки
Популярность сублимационной печати обусловлена ее многочисленными преимуществами:
- доступность тиражей любого объема, буквально от одного экземпляра;
- простота технологии, не требующая сложной и длительной подготовки персонала;
- фотографическое качество изображений, позволяющее выполнять сложную графику с большим числом оттенков и градиентных переходов;
- высокая экологичность – не нужно промывать токсичными составами никакие формы, как, например, в трафаретной (шелкографической) печати;
- длительная устойчивость рисунков к многочисленным стиркам с порошками и кондиционерами, выгоранию, выцветанию на солнце.
При этом технология имеет некоторые ограничения. Она подходит только для синтетических материалов, требует вытяжки, потому что во время нагрева из-за испарения (сублимации) чернил появляется неприятный запах. Расходные материалы достаточно дороги, а принтер для сублимированной печати работает медленнее струйного и тем более лазерного. При этом печать на цветном фоне затруднена. Однако преимущества метода все же перевешивают его недостатки. К тому же технология активно развивается и совершенствуется.